Выступление на городском педагогическом объединении на тему
«Взаимодействие ДОУ с семьей в работе по
художественно-эстетическому развитию.»
Подготовила воспитатель – Фомина Ирина Александровн
РФ ,Тамбовская область, Мичуринск – наукоград
2016 -2017 учебный год
«От того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства, как считают многие, а главное - всесторонне развивает его как личность. Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, развития чувства доброты и гуманности, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни. Формирование радостного, оптимистического отношения к жизни является важнейшей задачей воспитательного процесса в период жизни.
К сожалению, не все родители понимают это. Некоторые из них считают, что основной задачей в дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического воспитания, по их мнению, не обязательно отводить много времени.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Формирование интересов ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Вся система художественно-эстетического воспитания в ФГОС ДО нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Чтобы решить обозначенную проблему, нужно решить следующие задачи:
· способствовать овладению ребенком знаниями художественно-эстетической культуры;
· развитие способности к художественно-эстетическому творчеству;
· развитие эстетических психологических качеств личности ребенка, которые включают эстетическое восприятие, чувства, оценку, вкус и другие психические категории эстетического воспитания.
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Именно художественно-творческая деятельность способствует открытию в каждом ребенке творца.
Чтобы добиться того, чтобы ребенок, говоря языком В.А. Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом», ДОУ должно сотрудничать с семьями воспитанников.
По ознакомлению родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значением в развитии личности ребенка проводится следующая работа:
- родительские собрания;
- консультации (индивидуальные и подгрупповые);
- наглядный материал в «Родительских уголках»;
- анкетирование;
- встречи с преподавателями художественно-эстетического цикла.
Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям, круглый стол и т.п.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является тесное общение с семьёй. Оно позволяет воспитателю познакомиться с жизнью ребёнка, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.
Консультации для родителей по вопросам художественного воспитания ребенка могут быть плановыми и внеплановыми.
Основная форма работы с коллективом родителей - групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал. На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя о достижениях их детей в формировании интереса к изодеятельности (подводятся итоги работы за определенный период). Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.
Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, экскурсией по детскому саду или группе, там, где была «приложена рука их ребенка». Будь то оформительская деятельность детей (например, актового зала), аппликаций «Овощей» и «Фруктов» и т. д. Таким образом, происходит стимулирование родителей, которые с охотой приобретут необходимые материалы для создания таких же мини-выставок в домашних условиях.
Говоря о художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны - родители - дети - педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители:
- музыкальные праздники и развлечения, театральные постановки с участием родителей;
- тематические и персональные выставки детского творчества;
- совместные выставки детей и родителей, (например, «Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку»), конкурсы семейных талантов;
- вернисажи детских рисунков (художественные тусовки для детей и взрослых).
Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями картина, как правило, получается более впечатляющая, она гораздо сильнее эмоционально затрагивает детей.
На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и педагоги имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, могут вместе с ними порадоваться их «творениям». Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.
Успешное решение задач художественно-эстетического воспитания будет возможным при выполнении такого важного со стороны взрослого условия, как поощрение. Причем, если сначала это простое поощрение действий ребенка ; то постепенно, при создании у ребенка положительного отношения к художественной деятельности, педагог поощряет любые, даже самые мелкие «личные находки» Поощряя пусть небольшую, но инициативу ребенка, мы тем самым, способствуем дальнейшему развитию его творческой самостоятельности.
Еще одно непременное условие интеллектуально-творческого потенциала ребенка - создание вокруг него атмосферы Радости и Понимания. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, самому процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои устремления. Прекрасным девизом здесь могут быть следующие слова: «Хочу! Знаю! Могу!»